Изучаем части тела с малышом

115211130_ladushkiladushki
Что может быть важнее и интереснее, чем ты сам? И ребенку очень важно познакомиться с самим собой: своим телом, своим именем, своими возможностями.Изучение частей тела и лица можно начинать практически с рождения, сначала в виде потешек и стишков, далее подключать наглядные пособия в виде кукол и плакатов. После устраивать различные игры,смотреть презентации и плакаты. Ну а уже с детками постарше (от  1,5 лет и старше) можно попробовать тематические недельки.

Какие части тела нужно знать:
Разные авторы, разные пособия скажут вам чуть различные цифры о нормах по возрасту. Но не в количестве дело. Тут важно понять принцип:
- начинаем с крупного (сначала учимся определять голову, руки, ноги, живот, спину)
- постепенно добавляем более мелкие «детали» (глаза, рот, нос, пальцы и т.п.)
- добавляем новые только тогда, когда ребенок не путается в старых
- не надо торопиться и предлагать сразу много. В каждой «новой порции» пусть будет 2-3 новых слова – новые «детали»
- нет никакой необходимости к двум годам ребенку знать подробно анатомию, и называть, например, скулы или виски, икры, ребра и т.п. Главное, чтобы он постепенно знакомился со своим телом, понимал строение тела человека в общих чертах. Еще все успеете!

Игры для изучения частей тела

  1. Для начала можно поиграть с куклой и показать все части тела на ней.
  2. Ещё поиграть в прятки «ку-ку» в самых разных вариациях. Вот и я прячу руками глазки (то свои, то её, то куклины): «Где глазки, ку-ку». Она отнимает с радостью мою руку. «Вот они, глазки». Ну и так со всеми остальными частями тела.
  3. Для деток постарше, которые уже редко ошибаются, можно поиграть в игру «Я могу ошибиться». Я называю разные части тела и показываю на них. Но иногда я называю одно, а показываю на другую часть тела, а Света должна показать правильно.4d32174ae27fd7c4a1e588b61be05742
  4. "Кто вперед закроет уши". Я говорю: "Кто вперед закроет... и называю часть тела". В идеале проводить с группой детей, но и вдвоем с дочей нам было весело. Она все время старалась меня опередить.
  5. Отбивать воздушный шар (мяч) какой-то одной частью тела. Оказывается, сложно отбить шарик только головой, или локтем.
  6. Дотронуться друг до друга носами, лбами, руками, пятками и т.д.
  7. Возьмите небольшую наклейку (можно кусочку скотча, бумажный ценник, кусочек самоклеющейся пленки и т.п. главное, чтобы не сильно прилипал к коже, и не больно было снимать). Играя с ребенком, дотрагивайтесь руками до разных частей тела: рук, ног, животика и т.п. И незаметно постарайтесь наклеить где-то наклеечку. Теперь попросите малыша понять, а где же наклейка, почувствовать ее. И, конечно, самому снять. Особенно интересно так играть с лицом. Не надо клеить на глаза или брови. А вот щеки, лоб, подбородок или нос – отлично подойдут!Когда ребенок нашел наклейку, снял, можно попросить ее наклеить маме на тоже место. Понятно, что это не так просто: понять и сделать. Подсказывайте:
    - А где была наклеечка? На коленке.
    - А где у мамы коленка? Вот. Клей сюда.
  8. А давайте делать самые разные отпечатки с тела ребенка. Ладошки и ступни легко обрисовать. А все тело – можно сделать ямку в снегу или песке.
    Но можно еще тыкать свой носик в крупу(манку, например). Это тоже интересно! Делайте ямки рядом с ребенком. Сравнивайте: у малыша – маленькая ямка, маленький носик. А у мамы – большая ямка, большой нос.
    Точно так же можно ставить отпечатки локтей, колен, руки до локтя…
  9. А еще контур тела можно обвести на большом листе бумаги (обоях). Положите ребенка, обведите контур. Рассмотрите с ребенком, что получилось. Найдите голову, руки, ноги, живот…
    Какой контур? Большой? Маленький? Меньше мамы? Больше кошки?
    А сколько в него поместиться игрушек? А одежда? Прикладывайте вещи ребенка и взрослого. Какие подходят?
    А самому ребенку? Наденьте на него свои и его вещи.
    Контур тела можно вырезать, раскрашивать, наклеивать в него интересные фотографии последнего времени. Можно наклеить то, что ребенок любит: картинки еды, игрушек и т.п. Это может стать не только полезно, но и креативно.
  10. А что умеет наше тело? Что умеют наши части тела?
    Можно использовать ритмическую форму, например, вот такую
    Наши ручки хлопают – хлоп-хлоп-хлоп-хлоп
    Наши ножки топают – топ-топ-топ-топ
    Наши глазки смотрят – вот так, вот так (поворачиваем голову, открываем – закрываем глаза)
    Наши уши слушают – вот так, вот так (приставляем к ушам попеременно руки )
    И т.п.
  11. Можно играть и в обратную игру: а чем мы будем нюхать? А чем мы будем брать игрушки? А чем мы будем смотреть?
  12. Распечатайте фотографию лица ребенка (лучше побольше). И разрежьте ее на полосы. Первый раз, попробуйте на 3 части: лоб с волосами, глаза и нос, рот и подбородок. Если увидите, что ребенку так играть просто – можно сделать больше частей.
    Хорошо каждую часть наклеить на плотную основу. К обратной стороне можно приклеить магнит (и играть потом на магнитной доске или холодильнике) или липучку (и играть на фланелеграфе, коврике, и т.п.)
    Сначала покажите ребенку целую, собранную фотографию. Вспомните, где тут что. Покажите (потрогайте его рукой) у ребенка на лице. Теперь, закрываем глаза ребенку, и одну из частей убираем.
    - Что пропало?
    Пусть покажет пальчиком то место, где нет фотографии. Назовите, что есть рядом. А что же тут? Помогите найти это место у ребенка на лице, если он не догадался сам. Назовите вместе. Ура! Теперь можно дать сам кусочек фотографии. Попросите ребенка поставить его на место.Когда ребенок с такой игрой справляется сразу и легко, можно усложнить – части переворачивать, менять местами (лоб ставить вниз, например)
  13. b57a223496426c23dca6b316b6a46bb5Давайте сделаем человечка на нашей ладошке. Указательный и средний пальчики – ноги. Выше нарисуем голову и туловище.
    Можно сделать юбочку и прочие элементы (себе на руке, малышу это не нужно)
    Теперь и попрыгать – побегать можно, потанцевать, сходить в гости и т.п.
    Обращайте внимание ребенка: где ножки, как они идут.
  14. Вы говорите, показываете, делаете вместе с ребенком. Постепенно он начнет делать сам все движения.
    Леша шел-шел-шел – шагаем по комнате, можно взяться за руки, если детей несколько – делать хоровод
    И печенье нашел – наклоняемся, делаем вид, что у нас есть что-то в руке
    Сел – поел – садимся на корточки и делаем вид, что едим
    И дальше пошел… - встаем и идем дальшеЧто нашел – подставляйте опять же из ваших представлений о том, что полезно есть ребенку. Кашу, сок, банан, морковку, творожок и т.п.Эту игру можно использовать, когда надо идти с ребенком в нужном направлении, а он не очень хочет. Чтобы эффект был больше, дольше повторяйте шел-шел-шел.В эту же игру можно играть и в разных образах. «А давай ты сейчас будешь не Леша, а – котик. Котик любит есть рыбку» и т.п. В образе можно уже ходить на четвереньках, ползать, прыгать и т.п.
  15. Ощущения холода и тепла для ребенка также пока сложны. Но можно с этим играть. Во время купания, или отдельно, поливайте прохладной и теплой водой разные части тела. Говорите: а теперь теплая вода на руку. А теперь холодная вода на ногу… Спрашивайте, какой полить? Что полить? Когда ребенок втянется, можно играть в загадки. Просите ребенка понять, какая это была водичка? Что я полила только что?
    Можно так играть с льдинкой – проводить льдинкой по разным частям тела ребенка. Просить, чтобы он показал – где только что холодно было, а потом и называл эти части.
  16. Рисуем на себе. Удобнее всего малышу рисовать у себя на ногах и животе. Дайте ему краски, можно обычную медовую акварель или пальчиковые краски.
  17. Дидактическая игра "У великана" (с моей дочкой не пошла, но, может, кому пригодится).

В одной стране жил великан. У великана не нос , а... (носище), не глаза, а ... (глазищи),не губы, а ... (губищи), не руки, а ... (ручищи), не кулаки, а ... (кулачищи), не локти, а ...(локтищи), не нога, а ... (ножищи), не ногти, а ... (ногтищи). У Великана был не дом, а ...(домище). А радом стоял домик, в котором жил Гномик. У него был не нос, а ... (носик) и т. д. Великан был громадный, а Гномик малюсенький. Но они весело жили и крепко дружили.

 

Стихи про части тела для малышей

Во всей теме вместе имени, которое пишем мы, подставляйте имя своего ребенка!

d1e8dcf9bef752bd6d8323aa7c444870Рот, нос, голова,
Уши, щёки, лоб, глаза,
(просто показываем на себе или на малыше; своими руками или ручками малыша)
Плечи, плечи, шея, грудь
(хлопаем по плечам, шею гладим и простукиваем по груди пальчиками)
Не забыть чего-нибудь.
(разводим руки в стороны)
Руки-руки — хлоп-хлоп,
(хлопнуть в ладоши ручками малыша, а можно и своими)
Ноги-ноги — топ-топ,
(так же ножками в лежачем или сидячем положении)
Раз сюда и раз туда,
(повороты головы вправо-влево; можно поворачивать своей головой, чтобы малыш видел; гораздо интереснее из своей кисти сделать человечка, и даже нарисовать на ней глазки и носик)
Это — нет, а это — да.
(жесты головой «нет» и «да»; также можно кистью покрутить вправо-влево и вверх-вниз)

 

---------------------------------------------

Вот наш нос,
Вот уха два,
Вот большая голова,
Вот волосиков чуть-чуть,
И на них я буду дуть!
Вот у нашей деточки
Пятки и коленочки!
Вот бочок, я за бок хвать,
Буду долго щекотать!
Нос, рот, голова,
Уши, щёки, лоб, глаза,
Руки, плечи, шея, грудь
Про животик не забудь.
Это — нет, а это — да.
Это — раз, а это — два.
Будем пальчики считать:
Один, два, три, четыре, пять.
Один, два, три, четыре, пять.
Десять пальцев, пара рук —
Вот твое богатство, друг!

---------------------------------------------

Где же наши глазки?
Спрашивайте ребенка:
Где же наши глазки? (ребенок прикрывает глазки ладошками)
Где же наши ручки? (ребенок прячет руки за спину)
Где же наш носик? (ребенок прикрывает носик рукой) и т.д.

---------------------------------------------

У Алеси есть...

Ребенок лежит на спинке, а вы приговариваете:
У Алеси есть глазки, чтоб смотреть. (Дотроньтесь до глаз.)
У Алеси есть ушки, чтобы слушать. (Дотроньтесь до ушей.)
У Алеси есть носик, чтобы нюхать. (Дотроньтесь до носика.)
У Алеси есть ротик, чтобы кушать. (Дотроньтесь до ротика).
У Алеси есть ножки, чтобы бегать. (Поделайте ногами ребенка «велосипедик»)
У Алеси есть ручки, чтобы махать. (Помахайте руками.)

---------------------------------------------

Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.

---------------------------------------------

У жирафов (под песню Железневых)

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
Щипаем себя, как бы собирая складки.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

---------------------------------------------

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

---------------------------------------------

Спит мой носик,
Спит мой ротик,
Язычек спокойно спит.
Он сегодня на работе
Очень много говорил.

Он рассказывал всем сказки
Про веселые салазки.
Песни пел, стихи читал,
К вечеру совсем устал.

Пусть немного отдохнет.
Утром снова запоет.

Р. Коренек
---------------------------------------------

Леся весело бежит
К речке по дорожке.
А для этого нужны Нашей Лесе … (ножки)

Леся ягодки берёт
По две, по три штучки.
А для этого нужны Нашей Лесе … (ручки)

Леся слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны Нашей Лесе … (ушки)

Леся ядрышки грызёт,
Падают скорлупки.
А для этого нужны Нашей Лесе … (зубки)

Леся смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны Нашей Лесе … (глазки)

---------------------------------------------

Паучок, паучок,
Лесю хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Лесю хвать за ушко,
Олени, олени,
Лесю хвать за колени.
Пёсик, пёсик,
Лесю хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Лесю хвать за живот.
Оса, оса,
Лесю хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Лесю хвать за плечики.

---------------------------------------------

Что такое наше тело?
Что оно умеет делать?
Улыбаться и смеяться,
Прыгать, бегать, баловаться…
Наши ушки звуки слышат.
Воздухом наш носик дышит.
Ротик может рассказать.
Глазки могут увидать.
Ножки могут быстро бегать.
Ручки все умеют делать.
Пальчики хватают цепко
И сжимают крепко-крепко
Чтобы быть здоровым телу,
Надо нам зарядку делать.
Ручки мы поднимем: «Ох!»,
Сделаем глубокий вдох!
Наклонимся вправо – влево…
Гибкое какое тело!
И в ладошки вместе: «Хлоп!»
И не хмурь красивый лоб!
Потянулись – потянулись…
И друг другу улыбнулись.
Как владеем мы умело
Этим стройным, сильным телом

Загадки про части тела

Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят.
(Глаза)

Стоят два кола,
На колах - бочка,
На бочке - кочка,
На кочке - лес дремучий.
(Человек)

Когда мы едим - они работают,
Когда мы не едим - они отдыхают.
(Зубы)

Между двух светил я в середине.
(Нос)

Красные двери
В пещере моей.
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо, и хлеб -
Всю добычу мою
Я с радостью
Белым зверям отдаю.
(Рот, зубы)

Белые силачи
Рубят калачи,
А красный говорун
Новые подкладывает.
(Зубы, язык)

Всегда во рту,
А не проглотишь.
(Язык)

Пять братьев:
Годами равные, ростом разные.
(Пальцы)

У Петьки - картошкой,
У Марьюшки - уточкой.
(Нос)

У двух матерей
По пяти сыновей,
И одно имя всем.
(Рука и пальцы)

Пять братьев, -
Годами равны,
А ростом - разные.
(Пальцы)

Вот гора, а у горы -
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(Нос)

У Алешки - копной,
У Аленки - волной.
(Волосы)
Рассыпались песчинки
На щечках у Маринки.
(Веснушки)
Есть всегда у людей
Есть всегда у кораблей.
(Нос)

На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются.
(Веки и глаза)

Два близнеца - два братца,
На нос верхом садятся,
Сами верхом, а ноги - за ушами.
(Глаза)

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык)

Идут четыре брата навстречу старшему.
- Здравствуй, большак, - говорят.
- Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка!
(Пальцы)

Полно корыто
Гусей-лебедей намыто.
(Зубы)

Тридцать два молотят,
А один поворачивает.
(Язык и зубы)

Один говорит, двое глядят, двое слушают.
(Язык, глаза и уши)

Не сеют, не сажают - сами вырастают.
(Волосы)

Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле
(Ушки)

Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны Нашей Оле
(Ручки)

Пять братьев -
Годами равные, ростом разные.
(Пальцы)

Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки.
А для этого нужны Нашей Оле
(Зубки)

Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.
(Пальцы)

Всю жизнь друг друга догоняют,
а обогнать не могут.
(Ноги)

Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут.
(Ноги)

Полон хлевец Белых овец.
(Рот и зубы)

Что за обедом всего нужнее?
(Рот)

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
(Сердце )

Ношу их много лет,
А счету им не знаю.
(Волосы)

Гладкое поле, белая полянка, ни травинки,
ни былинки, да посередке - ямка.
(Живот)

Две сестрёнки-подружки похожи друг на дружку,
рядышком бегут, одна - там, другая - тут.
(Ноги)

Картинки для изучения частей тела

Тело человека - картинка

 

Тело человека - плакат

ввв

Тело человека - все тело Тело человека - руки Тело человека - ноги

Презентации на тему "Части тела"

 

Тематические недельки

Для деток постарше,можно провести тематическую недельку

ТН "Тело человека"

Categories: Дети

Leave A Reply

Your email address will not be published.